ФЕОДОРОВСКИЙ ГОСУДАРЕВ СОБОР В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
«Вспоминаю наш храм...»
Государыня Императрица Александра Феодоровна в одном из писем, отправленных ею в 1917
г. из Тобольского заточения своей фрейлине и близкой подруге Юлии Александровне Ден, писала:
«Вспоминаю наш храм и мою маленькую моленную возле алтаря...»
Письма Царицы дошли до адресата в Англию, где жила к тому времени со своими близкими верная Лили,
лишь через три года после их отправления, когда Царственных Мучников и верных Их слуг уже не было
в живых...
В нескольких сотнях метров от Александровского дворца в Царском Селе, на краю Александровского
3парка глядится в воды пруда белоснежный храм с куполом, увенчанный мощным православным крестом.
Его величественные главы, покрытые медью, отражаются в водной глади. На восточной апсиде храма -
мозаичный образ Господа Вседержителя, сохранившийся до сих пор, несмотря на минувшие десятилетия
безбожия. Над главным, западным, входом - мозаика Божией Матери Феодоровской. С северозападной
стороны - вход в пещерный храм, в котором и поныне чувствуется незримое присутствие Свв.
Царственных страстотерпцев. Это Феодоровский Государев собор - любимый храм последней Царской
Семьи. Еще несколько лет назад лежавший в руинах, он ныне с Божией помощью и молитвой в
значительной мере восстановлен.
Каким он был в первые годы своего существования, мы можем судить ныне лишь по воспоминаниям
современников, публикациям начала XX века, рассказам старожилов.
Газета «Царскосельское дело» летом 1912г. писала: «В понедельник 20 августа в нашем городе
освящен новый храм во имя Феодоровской Божией Матери. Белоснежная церковь с золотым куполом и
синими главками выделяется на зеленом фоне паркового ландшафта... Внутри храм, с высоким
многоярусным иконостасом, также ослепительно белый. Нижние доли пилонов орнаментированы
по образцам древних русских изографов Гурия Никитина с товарищами, создателей знаменитой
стенописи Ильинской церкви в Ярославле. Главным фондом для создания храма послужило крупное
Высочайшее пожертвование... Мозаики образов и украшения принадлежат В.А. Фролову, иконопись -
художнику Емельянову, Царские Врата, хоругви, паникадила (копия с Успенского собора Кремля - Ред.)
исполнены московской фирмой Хлебникова. Под верхним храмом расположен небольшой нижний во имя
преподобного Серафима Саровского... (1) ...Сходите туда и помолитесь»,
- призывал автор статьи «Н.Д-н».
Через год после завершения строительства собора началась Великая война. Государыня Императрица,
«забыв свои недомогания, организовала... эвакуационный пункт, в который входило около 85
лазаретов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Саблине и других местах», - свидетельствовала
фрейлина и ближайший друг Императрицы А.А. Вырубова. (2)
Хирург открывшегося в 1914 г. в выстроенном рядом с собором Феодоровском городке лазарета Великих
Княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны княжна В.И. Гедройц, о которой часто упоминает в
своих мемуарах А.А.Вырубова, записала в своем дневнике 20 августа 1914 года:
«...Коллегия постановила для нужд военного времени занять хирургическое отделение госпиталя.
...Открыть его предполагалось в сентябре, и за такое короткое время если и удалось выполнить это
задание, то только благодаря тому состоянию внутреннего подъема, который охватил, казалось, все
слои населения. И в самом деле, какие-то незнакомые купцы с жирными животами приходили и привозили
мед для раненых, жертвовали муку, папиросы, конфеты, белье; раненых еще не было, но пожертвования
сыпались точно из рога изобилия.
Более 30 дачевладельцев предложили свои особняки и полное оборудование для лазарета. Другие
жертвовали деньгами, и в короткое время, при энергии Евгения Сергеевича Боткина, Сергея Николаевича
Вильчковского и моей скромной помощи 30 лазаретов в Царском Селе были готовы к принятию раненых,
а чтобы не томить их пересылкой через Петербург, был устроен Царскосельский эвакуационный пункт.
...С первых же дней началась подготовка санитарных поездов имени Императрицы и Великих Княжон,
которые должны были привозить раненых с боевых позиций прямым маршрутом в Царское.
Поезда эти были обставлены просто, но снабжены всем необходимым; благодаря быстрой и целесообразной
доставке раненых для операций спасли жизнь не одному из этих страдальцев.
Все придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых. ...Цветы из оранжерей,
сладости, приготовленные придворными кондитерами - все это направлялось в лазареты для раненых.
Казалось, чугунная ограда ворот Александровского дворца раскрылась, и дыхание народной жизни
обожгло душу ее обитателей.
И ежедневно черное ландо с тремя сестрами милосердия скользило по заросшим зеленью улицам мирного
городка, останавливаясь то перед одним, то перед другим лазаретом». (3)
Был создан лазарет № 17 Великих Княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны и при Феодоровском
Государеве соборе. Начальником лазарета и ктитором собора был полковник Д.Н.Ломан, устраивавший
концерты для больных и раненых в царскосельских госпиталях. Санитаром лазарета № 17 состоял Сергей
Есенин, призванный на воинскую службу 25 марта 1915 г. В день тезоименитства вдовствующей Императрицы
Марии Феодоровны и ее внучки Великой Княжны Марии Николаевны 22 июля 1916 г., в лазарете № 17 состоялся
концерт. Есенин прочитал приветствие Великим Княжнам, а затем стихотворение, озаглавленное
«Царевнам», оригинал которого обнаружен бывшим сотрудником детскосельских дворцов-музеев
А.И.Иконниковым в архиве Александровского дворца, бывшего в течение 12 лет, с 1905 по 1917 гг.,
резиденцией Императора Николая II.
В багровом зареве закат
шипуч и пенен,
Березки белые горят
в своих венцах.
Приветствует мой стих
младых Царевен
И кротость юную в Их
ласковых сердцах.
Где тени бледные
и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать
за нас,
Протягивают Царственные руки,
Благословляя их к прядущей
жизни час.
На ложе белом, в ярком
блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят
вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что Им
сжимает грудь.
Все ближе тянет Их рукой
неодолимой
Туда, где скорбь кладет
печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За Их судьбу.
19-22 июля 1916 (4)
Есенин приложил немало усилий к тому, чтобы ему разрешили посвятить сборник стихов Государыне.
Сборник был уже набран, когда произошел переворот. Есенин бросился в типографию, чтобы изъять
посвящение и ряд стихотворений, обращенных к Государыне и Великим Княжнам. Однако несколько
экземпляров корректуры букинистам удалось раздобыть у наборщиков. Так стало известно о
первоначальных планах поэта...
«Младшие Великие Княжны... ежедневно посещали лазарет своего имени при Феодоровском Государевом
соборе, а днем вместе со старшими сестрами делали объезды остальных лазаретов... Скромная жизнь
Царской Семьи проходила одинаково изо дня в день за работой... Праздники же отличались только тем,
что вместо утреннего посещения лазарета Их Величества и Их Высочества ездили к обедне в
Феодоровский Государев собор, - вспоминала Т.Е. Боткина-Мельник, дочь умученного вместе с
Царской Семьей лейб-медика Е.С. Боткина.
-Помню всенощную в Великом посту во время говения Их Величеств, на которую мы приехали очень
некстати, так как Их Величества изъявили желание, чтобы во время говения, кроме солдат, никого не
было. Я никогда не забуду того впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые
стройные ряды солдат, темные лики Святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и
чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы
без слов за эту Семью из семи самых скромных и самых великих русских людей, тихо молившихся среди
любимого ими народа, вырывались из сердца. Верхний храм производил большое впечатление красивою
живописью Царских Врат и массивных колонн, поддерживавших свод. Блеск золотых иконных риз, великолепие
облачения духовенства, величественные напевы хора как нельзя лучше гармонировали с... настроением
больших праздников...» (5)
Упоминавшаяся нами княжна В.И. Гедройц под псевдонимом «Сергей Гедройц» писала стихи. Одно из них,
написанное много лет после гибели Царской Семьи, посвящено «трем сестрам»:
Госпиталь
Квадрат холодный и печальный
Среди раскинутых аллей,
Куда восток и север дальний
Слал с поля битв куски людей.
Где крики, стоны и проклятья
Наркоз спокойный прекращал,
И непонятные заклятья
Сестер улыбкой освещал.
Мельканье фонарей неясных,
Борьба любви и духов тьмы,
Где трех сестер, сестер прекрасных
Всегда привыкли видеть мы.
Молчат таинственные своды,
Внутри, как прежде, стон и кровь,
Но выжгли огненные годы -
Любовь.
29.ХП.1925. Царское Село
Теплые слова о свв. Царственных Мученицах были написаны княжной в советское время и оттого дорогого
стоят.
«...Царская Семья приезжала очень рано и проходила на свои места, минуя публику, через маленькую
боковую дверь. Государь и Наследник стояли всегда на виду у публики, большая колонна скрывала
места Государыни и Великих Княжон. Около алтаря была маленькая молельня для Ее Величества, в
которой горели неугасимые лампады и приносились к образам цветы». (7)
«В первый день Рождества Государь с Семьей присутствовал при богослужении в Феодоровском Государевом
соборе, который считался полковою церковью Собственного Его Величества Конвоя и Собственного Его
Величества Сводного пехотного полка.
Согласно установившегося обычая, при посещении церковных служб Феодоровского собора соблюдался
следующий этикет:
на боковом подъезде собора Их Величества встречал ктитор - полковник Д.Н. Ломан, а у входа, в
малой палате, служившей раздевальною,- дворцовый комендант. Их Величества входили через боковую
дверь на правый клирос; дворцовый комендант следовал за Ними и занимал место около клироса,
впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора.
Иногда Императрица проходила в особую молельню, отделенную от алтаря аркою» (8), - вспоминал
дворцовый комендант Государя Императора Николая II В.Н.Воейков.
Не только в воспоминаниях лиц, приближенных к Царской Семье, но и в дневниках самого Государя
Императора, в его письмах к Императрице-Матери и Государыне Императрице встречаются упоминания о
Феодоровском Государевом соборе.
«11-го апреля [1913 г.] Четверг. В 9 час. поехали к обедне в пещерный храм и причастились Св.
Христовых Тайн. ...В 6 час. поехали на службу чтения 12 Евангелий - в Главном храме», - записал
Государь.
«1-го марта [1914 г.] Суббота. ...В 6 1/2 поехал с детьми ко всенощной. После обеда рассматривали
различные образцы рисунков и цветов стенописи из Ростовских и Ярославских церквей для выбора в
наш полковой Феодоровский собор...»
«20-го октября [1914 г.] Понедельник. ...В 7 час. поехали ко всенощной с акафистом в нижней
церкви».
«21-го октября [1914 г.] Вторник. -.Сподобились причаститься Сd. Ттайн в нижней церкви... Завтракали в 12 1/2.
Через час, простившись с своею семьею в вагоне, отправился в армию»
«1-го января [1915 г.] Четверг. ...Поехал с детьми к обедне в Феодоровский собор».
«2-го февраля [1915 г.] Начало Великого поста. ...Начали говеть в пещерном храме Феодоровского
собора».
«5-го июля [1915 г.] Среда. ...В 12 1/2 все мы поехали на молебствие о даровании победы у
Феодоровского собора, куда сошлись крестные ходы со всего Царского Села».
«9-го августа [1915 г.] Воскресенье. Поехали к обедне в 9 час. в пещерную церковь и причастились
Святых Тайн. Такое великое утешение в эти тяжелые дни!»
«4-го декабря [1916 г.] Воскресенье. ...В 10 1/2 поехали к обедне. Так хорошо молиться в Феодоровском
соборе с казаками и солдатами».
И в те немногие недели, которые оставались до пленения Государя и его семьи, Феодоровский
Государев собор продолжал оставаться надежным их духовным прибежищем.
«13-го февраля [1917 г.] Начало Великого поста. ...В 6 ч. принял кн. Голицына и поехал в пещерный
храм».
«5-го февраля [1917 г.] Суббота. ...В 9 час поехали с Татьяной и Анастасией к обедне и причастились
Св. Тайн. Затем о. Александр Васильев приехал к нам и приобщил Ольгу, Марию и Алексея».
Девять дней спустя, 22 февраля, в среду, «Государь, выехав утром из Александровского Дворца
на Императорский Павильон, проехал мимо Феодоровского собора, в котором <...> за час до отъезда
Его Величества служился молебен. Звон колоколов Феодоровского Государева собора в последний раз
проводил Белого Царя» (9),- вспоминал В.Н. Воейков. Больше в этом храме, построенном для
Императорского конвоя и Сводного пехотного полка, Государю побывать не придется.
Еще со времен царствования Императора Павла I казачество направляло в столицу своих представителей
в качестве царских телохранителей. Начиная с 1881 года по воле Государя Императора Александра III
Александровича русское воинство выделяло из своей среды лучших бойцов для непосредственной охраны
Царской Семьи. Так возник Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк.
Императорский конвой вначале не имел собственного храма. Феодоровский Государев собор - церковь
для Конвоя и Сводного полка - была заложена лишь в 1909 году. 3 января 1909 года в здании учебной
команды Сводного полка был установлен походный иконостас Лейб-гвардии Преображенского полка.
С этого дня началась работа по созданию походной церкви преподобного Серафима Саровского.
Прислано было первое пожертвование из Москвы, затем принесена икона преподобного Серафима, писанная
м. Серафимой, старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря. Игумения
Серафиме-Понетаевского монастыря пожертвовала точную копию чудотворной иконы Божией Матери
Знамения (Понетаевской).
6 февраля 1909 г. храм был освящен настоятелем Екатерининского Царскосельского собора прот.
Афанасием Беляевым в сослужении местного духовенства. В мае - декабре храм был переустроен.
Бывший офицер Сводной Гвардейской батареи князь М.С. Путятин выполнил чертеж ново го иконостаса.
Рамы и резьбу выполнили полковые мастера ефрейтор Ахременко, Хайновский и Вялый под руководством
резчика-кустаря из Сергиева Посада. Писание икон было поручено московскому иконописцу Н.С.Емельянову,
который выполнил их в стиле XVII века. Своим устройством Серафимовский храм был обязан знатоку и
любителю русской церковной старины князю Алексею Александровичу Ширинскому-Шихматову. С 24 декабря
1909 г. в храме были возобновлены богослужения.
Во временном храме имелись подлинные древние иконы. Большое их количество было приобретено у
московского собирателя старины Д.И. Силина. В храм поступила также часть собрания известного
знатока древней иконописи Н.М. Постникова, пожертвованная Н.А. Протопоповым.
Новый металлический иконостас был создан по рисункам В.А.Покровского на средства князя
А.Н.Лобанова-Ростовского и выдержан в том же духе, как и вся отделка храма. Во временный храм
была передана частица мощей Св. Блгв. кн. Анны Кашинской. Из упраздненной Шлиссельбургской церкви
в декабре 1910 года поступили напрестольный крест 1700 года с двенадцатью частицами святых мощей
и напечатанное в 1677 году Евангелие, пожертвованное Царем Феодором Алексеевичем в соборную церковь
Архистратига Михаила в 1681 году.
Все убранство временной церкви было впоследствии перенесено в пещерный храм Феодоровского собора,
после завершения его строительства и отделки, с сохранением престола во имя прп. Серафима Саровского.
Одновременно с обустройством временной церкви Сводного полка происходило сооружение постоянного
храма - будущего Государева собора. Место для постройки храма на поляне, прилегавшей к
Александровскому парку, неподалеку от Александровского дворца, было выбрано самим Императором
Николаем II. На сооружение собора Государь выделил 150 000 золотых рублей и постоянно наблюдал за
ходом строительства.
Исполнение работ по строительству было поручено утвержденному Государем Императором Строительному
комитету под председательством командира Сводного полка свитского генерал-майора В.А. Комарова.
Составление первоначальных чертежей было поручено проф. А.Н.Померанцеву.
Закладка Феодоровского Государева собора состоялась 20 августа 1909 года. По Высочайшему повелению
молебствие перед закладкой совершил преосвященный Феофан, епископ Ямбургский, ректор С.-Петербургской
Духовной академии. Первый закладной камень был положен Государем Императором Николаем II. На церемонии
закладки присутствовали Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна и Великий Князь
Михаил Александрович.
Созданные профессором А.Н.Померанцевым чертежи были изменены: возникла мысль создать храм по образцу
древних русских церквей 15-16 вв. Архитектор В.А. Покровский, под чьим наблюдением производилось
оборудование временного храма, выполнил новые чертежи. Архитектор выбрал во Пскове прототип - московский
Благовещенский собор в первоначальном, без последующих переделок, виде, главная часть которого
была воздвигнута в 1484-1489 гг. по повелению Иоанна III.
Используя широкий фундамент, сооруженный еще под руководством академика Померанцева, решено было,
уменьшив размеры основного здания храма, по чертежам архитектора Покровского внести ряд изменении
и добавлений к основному зданию Феодоровского собора в виде крытых папертей и переходов, кровли
которых были украшены шатрами. Были устроены невысокие помещения для часовен, входов, ризниц и
др. Таким образом, храм приобрел не столь суровый, как у Благовещенского собора, вид. Внешне он
стал схож с некоторыми псковско-новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме
были установлены кресты. 4 марта, в присутствии Государя и Императрицы, подняли колокола. К концу
лета 1912 года строительство собора было завершено, а 20 августа состоялось торжественное освящение
его. На церемонию прибыли: представитель митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония,
наместник Александро-Невской лавры архим. Феофан с иконой святого благоверного князя Александра
Невского, наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия с образом прп. Сергия Радонежского,
наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Амвросий с иконой прп. Николая Печерского, настоятель
московского Архангельского собора протоиерей Лавров с иконой св. Дмитрия Царевича. Кроме икон от
митрополитов отцы наместники поднесли хоругви от своих лавр. Хоругви были также поднесены от
московских Новоспасского и Знаменского монастырей. Протопресвитер Армии и Флота О.Г.Шавельский
(впоследствии возглавлявший духовенство Добровольческой армии Юга России) от себя и от всего
военного духовенства преподнес икону Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель царскосельского
Екатерининского собора прот. Афанасий Беляев - образ св. великомученицы Екатерины.
Чин освящения был совершен протопресвитером военного и морского духовенства о. Шавельским с
собором прибывшего духовенства и особо назначенных священнослужителей. После крестного хода и
литургии происходило подношение даров.
К каждому из представленных лиц подходил Государь Император и вручал ему золотой жетон в память о
событии. Жетоны были вручены всем лицам, потрудившимся при сооружении храма, а также жертвователям.
Государь поблагодарил всех за их труды.
Входы в низких пристройках собора были устроены так, что члены Императорской Семьи, духовенство,
офицеры, нижние чины и штатские частные лица могли без труда попасть на предназначенные для них
места.
На северной стороне собора над ныне восстановленным входом для чинов Конвоя и Сводного полка
ярким красным цветом выделялось большое мозаичное изображение св. Архангела Михаила,
Архистратига всех небесных воинств бесплотных, Небесного покровителя всех земных воинов.
Верхом на красноогненном коне, в боевых доспехах, он трубил, возвещая победу над поверженным
диаволом. Огненный меч, яркое одеяние и алый развевающийся плащ затмевали мрачный цвет духа зла.
Эта часть собора была в годы II Мировой войны разбита снарядами советской артиллерии, бившей со
стороны Пулкова по немецким войскам, которыми в 1941-1944 гг. было занято Царское Село.
Над западным, главным, вхо дом большая мозаичная икона Божией Матери Феодоровской, окруженной
сонмом ангелов и ликами предстоящих молящихся святых - покровителей Дома Романовых. Несмотря
на атмосферное (и - увы! - иное) воздействие значительная часть мозаик сохранилась до сих пор.
По словам искусствоведа А.М. Кучумова, по обеим сторонам входа были укреплены доски с именами
строителей и жертвователей, исчезнувшие после II Мировой войны.
Над Царским входом в юговосточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная
икона прп. Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным
золоченым двуглавым орлом.
Над южным, офицерским входом находилась (ныне почти совсем выкрошившаяся) мозаичная икона св. Георгия
Победоносца. С южной же стороны, рядом, располагался вход для прочих лиц. Над ним укреплен был
мозаичный образ св. благоверного князя Александра Невского.
Главный престол собора был освящен в честь иконы Божией Матери Феодоровской, покровительницы рода
Романовых. Рядом с ним находился придел во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси
чудотворца, тезоименитого Наследнику Цесаревичу Алексию Николаевичу.
Внешний облик собора поражал благородной простотой: гладкая оштукатуренная поверхность стен была
украшена лишь мозаичными образами, художественными решетками на окнах и дверьми, окованными медью
или железом. Кроме того, над западным, главным, входом возвышалась небольшая звонница с полным
набором колоколов.
Внутреннее убранство храмаявляло собой резкий контраст со скромным, даже аскетичным наружным видом
его, воскрешавшим в памяти благолепие древних русских храмов. Иконы и утварь верхнего, главного,
храма были изготовлены по старинным подлинникам. Пещерный нижний храм стал вместилищем подлинных
древних реликвий - редких икон и утвари, первоначально, как уже упоминалось, предназначавшихся
для походной церкви Императорского Конвоя. Первоначальным проектом арх. Покровского создание
пещерного храма не предусматривалось. В помещении, впоследствии занятом им, предполагалось расположить
отопительное устройство и гардероб для нижних чинов.
Над устройством и оборудованием пещерного храма трудился помощник строителя собора архитектор
В.Н. Максимов под руководством члена Государственного Совета князя А.А. Ширинского Шихматова.
Крупным жертвователем на создание пещерного храма был действительный статский советник А.Н Заусайлов.
Пещерный храм во имя прп.Серафима Саровского был завершен к 27 ноября 1912 года и в тот же день
освящен. Чин освящения исполнил преосвященный Серафим (Чичагов), епископ Кишиневский, один из
самых горячих ревнителей о прославлении Саровского старца. Накануне освящения владыка отслужил в
новом храме всенощное бдение, за которым молилась прибывшая из Москвы Великая Княгиня Елизавета
Феодоровна, старшая сестра Государыни Императрицы, привезшая в дар храму мантию преподобного.
На торжество освящения прибыли Государь Император и Императрица с Августейшим Семейством и Великая Княгиня
Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители.
В пещерном храме хранился ковчег с частицами мощей прп.Серафима, переданный архиеп. Серафимом,
а также дарохранительница, пожертвованная братией Саровской пустыни. Слева от входа помещался
образ прп. Серафима - работа и приношение иконописца Гурьянова, справа висела икона Божией Матери
«Умиление» (Серафимо-Дивееская), список чудотворной иконы, бывшей в келье прп. Серафима Саровского,
молясь пред которой он почил от земных трудов. Рядом была икона Знамения Божией Матери Понетаевской,
список главной святыни Серафиме - Понетаевского женского монастыря.
В моленной Императрицы многое напоминало о прп. Серафиме. В нише в северной стене помещен был образ
Саровского чудотворца во время молитвы на камне и икона Знамения Божией Матери Понетаевской,
сосуд с водою из его колодца, частица дерева от кельи преподобного, масло от лампады, изображение
св. Серафима, кормящего медведя, выполненное на доске от кельи чудного старца.
Пещерный храм украшали редчайшие иконы и драгоценные ткани, однако храм производил впечатление
простоты и скромности, и лишь знаток мог определить ценность собранной в нижней церкви утвари и
убранства.
Отсутствие дневного освещения, сводчатые низкие потолки, многочисленные ниши в стенах, заменяющие
окна, в которых разме щались иконы, от пола до потолка стены были обтянуты темной рядниной,
панели украшены синей с темно-красными цветами древнерусского рисунка набойкой, потолки расписаны
фресками в стиле ярославской церкви св. Иоанна Предтечи в Толчкове XVII века. В орнаменте фресок
преобладали светло-золотистые цвета, удачно сочетавшиеся с темно-зеленой и темно-синей
обивкой стен. На полу лежали темно-красные текинские ковры и широкая зеленая дорожка, окаймленная
светлыми галунами и шнуром. Стены алтаря были обтянуты светло-золотой парчой без рисунка. На золотом
фоне алтаря выделялся престол с художественно выполненной дарохранительницей, семисвечником, крестом
древнего рисунка и запрестольными иконами. По восточной стене алтаря полукругом располагались
небольшие иконы-пядницы в вызолоченных басманных окладах.
Иконостас состоял из одного яруса местных икон и увенчивался рядом икон «Деисуса» - моления, то
есть икон Господа Вседержителя и обращенных к нему с молитвой Божией Матери, Иоанна Предтечи,
Архангелов Михаила и Гавриила, Апостолов Петра и Павла, святителей Петра и Алексия - митрополитов
Московских, преподобных Александра Свирского и Кирилла Белозерского, Сергия Радонежского и Варлаама
Хутынского, свв. великомучеников Георгия и Димитрия. Иконостас состоял из подлинных древних икон
и был отделан в древнерусском стиле.
Древние иконы находились нетолько в иконостасе, но были размещены и по всему храму. Они были
украшены басмой - тонкими листами серебра, покрытыми позолотой. На них были сделаны оттиски по
древним рисункам, характерным для второй половины 16 и начала 17 веков - в виде трав и цветов. •
Почти все иконы в алтаре, иконостасе и на стенах храма собирались в течение многих лет любителями
древней иконописи. Первое место среди них по праву принадлежит собранию из сорока икон, пожертвованных
Н.А. Протопоповым, который приобрел их у известного знатока и ценителя русского искусства
Н.М.Постникова. Затем шли иконы, приобретенные у Д.И.Силина, М.И.Тюлина и других собирателей
древних икон.
Высокими художественными достоинствами отличались древние иконы в иконостасе, Господа Вседержителя и
Божией Матери Тихвинской, московского старообрядческого письма.
Писанная в 17 веке икона свт.Николая в житии послужила прообразом для создания иконописцем Н.С.Емельяновым
спиоска с нее по древним новгородскими подлинникам. Особого упоминания заслуживает икона Благовещения
Пресвятой Богородицы устюжских северных писем, выполненная строгановскими мастерами в Устюге, а также
образ Святой Троицы 17 века и редкая икона Божией Матери Феодоровской. Басманные оклады придавали
иконам особую красоту. Богато украшены были икона Спасителя и Божией Матери Владимирской, увенчанная
венцом и короной с драгоценными камнями, а также икона Господа Вседержителя с осыпанным
самоцветами драгоценным венцом. На шее Божией Матери была цата - золотой обруч, который в
древности носили царицы. Чело и плечи Богоматери украшали жемчуга и драгоценные камни в виде
крестообразных звезд. Особым изяществом отличались оклады местных икон Спагителя и Божией Матери,
в особенности «Благовещение».
Басма древнерусского рисунка украшала царские двери, весь иконостас и столбцы иконостаса. Иконы
Серафимовского храма, согласно заимствованному у греков древнерусскому обычаю, были украшены
драгоценными пеленами, шитыми шелком, золотом и жемчугом.
Все иконы пещерного храма, находившиеся на стенах, помещались на цветные шелковые пелены, шитые
золотом и шелком темно-малинового, алого и темно-коричневого цветов. Изделия эти были приобретены
у царскоселов, сохранивших их от предков.
Перед иконами, расположенными на северной и южной сторонах храма, висели ряды лампад, изготовленных
по древним образцам.
Средняя лампада, большого размера, как бы обозначала середину полукружия, образованного этим рядом
лампад. Пониже, блике к стене, шел второй ряд светильников - три больших размеров висячих
подсвечника древнерусской формы и несколько лампад древних образцов, подвешенных перед
отдельными иконами. К полукруглой арке в стене алтаря был подвешен ряд из семи лампад.
Перед аналойными иконами и образами особо чтимых святых помимо лампад и паникадил располагались
красивые стоячие подсвечники из кованого железа старинного образца.
Аналои, сооруженные мастерами Троице-Сергиева посада, представляли собой превосходные образцы
искусной резьбы по дереву. Эти же умельцы изготовили по древним образцам скамьи, стулья и табуреты.
На правом клиросе у южных дверей находилось обитое парчой кресло, предназначенное для Императора.
Рядом располагалась комната, украшенная иконами, из нее были видны солея и алтарь. Там, в уединении,
Императорская Чета могла присутствовать на богослужении. Потолок был украшен фресковой росписью
работы художников Пашкова и Щербакова в стиле фресок 17 века церкви св. Иоанна Предтечи в Ярославле.
Вдоль стен шли полки, на которых размещены были древние иконы - числом до полусотни. Особенно
выделялась большая древняя икона XVII века московских писем св. Михаила Малеина и вмч. Феодора
Стратилата. Рядом с нею располагалась икона Николая Чудотворца новгородского письма, резная
икона Святителя Николая 17 века и другие.
Сводчатые потолки пещерного храма, расписанные в древнерусском стиле, стены, обитые старинной
набойкой и украшенные древними иконами, мебель и утварь - все это создавало впечатление, что
вы находитесь в палатах первых Царей из Дома Романовых.
Царская комната сообщалась с особым Царским выходом из храма. Другая дверь выходила в изогнутый
коридор, который вел в диаконник, и оттуда - в алтарь. Там, где этот коридор делал изгиб, находилась
моленная Императрицы Александры Феодоровны. Над входом в моленную, в нише, проделанной в своде,
была укреплена древняя икона Покрова Божией Матери с висящей перед ней лампадой.
В углублениях в стенах висели пожертвованные Императорской Четой иконы: древняя икона Нерукотворенного
Спаса превосходного новгородского письма 17 века, икона Владимирской Божией Матери в серебряном вызолоченном
окладе работы конца 17 века лучших строгановских мастеров, небольшая икона Казанской Божией
Матери в оправе из старинной финифти. Под этой иконой находился небольшой старинный складень в
медной оправе из трех икон Деисиса.
Посредине моленной стояли резной складной аналой с богослужебными книгами (Апостол и Евангелие) и
кресло для Императрицы. В северной части помещения в тех нишах хранились богослужебные книги. Книги
были обтянуты старинной парчой, полочки с книгами были украшены старинными кружевами с золотыми нитями.
Справа от иконы Божией Матери Понетаевской находилась новгородского письма древняя икона свт.Николая
Чудотворца в серебряном окладе, украшенном драгоценными камнями... Слева - новописанная икона Знамения
Божией Матери Царскосельской, икона прп. Серафима Саровского и образ прп. Сергия Радонежского, выполненный в 16 веке
новгородскими мастерами.
Одеяние священнослужителей было пошито по рисункам В.М. Васнецова.
Служба в Феодоровском соборе проходила во все праздничные и воскресные дни. Пещерный храм посещался
Августейшими богомольцами в дни говения. (10)
Царская Семья любила этот собор. Свидетельства о том можно найти в воспоминаниях многих близких ей
- П.А. Жильяра, наставника Цесаревича, дочери умученного вместе с Царской Семьей лейб-медика Е.С.Боткина
Татьяны Евгеньевны Мельник-Боткиной и других лиц. По существу, это был их домашний храм, который
они посещали не раз в течение дня. «Вечером исповедывались у о. Кедринского» (1.03.1913), «...В 6 ч.
поехали в милую полковую церковь» (2.03.1913), «В 6 ч. поехали к всенощной» (9.03.1913). Такие
записи мы читаем в опубликованных «Дневниках» Государя. (11)
Первым настоятелем Феодоровского Государева собора был прот. Николай Андреев. Наряду с ним здесь
часто бывал и духовник Царской Семьи о. Александр Петрович Васильев, настоятель церкви Спаса
Нерукотворного Образа при Зимнем дворце. В 1908 году его перевели из С.-Петербурга в Царское Село,
к Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу законоучителем. Не раз имя его упоминается в письмах
Царя. Во время тяжелого приступа гемофилии Цесаревича в Спале в 1912 году Государь писал Императрице-Матери:
«Все наши люди, казаки, солдаты и др. были такие трогательные: с первых же дней болезни Алексея
они попросили священника Александра Васильева Крестовоздвиж. общины, законоучителя наших детей,
отслужить молебен о его здравии на открытом воздухе. Они просили его служить каждый день, пока Алексею
не стало лучше. Приходила масса поляков-крестьян, и все плакали в то время, что он говорил проповедь».
(12) О тех же событиях писала и А.А. Танеева (Вырубова): «Священник, отец Александр Васильев, пришел
со Святыми Дарами к Наследнику». Преданный Царской Семье священник разделил участь своих духовных
чад. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после своего ареста, в период «ленинских расстрелов» он
был расстрелян большевиками.
После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году.
Свидетелями разграбления и поругания собора стали настоятель прот. Алексей Алексеевич Кибардин и
диакон Николай Иулианович Нейдбайлик.
Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был
устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки. Церковное имущество закрытого собора было
поделено между несколькими музеями.
Во время II Мировой войны собор значительно пострадал от обстрелов, после войны в нижнем храме
сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.
В 1980-х гг. трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора.
Поистине велико долготерпение Божие, сильна молитва Пресвятой Богородицы: весной 1991 года
Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992
года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его
сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков. В разорванной ризе, с поврежденным ликом,
икона Божией Матери, небесная покровительница Дома Романовых и русской государственности как бы
олицетворяла состояние современной России и Православной Церкви после стольких лет безбожия,
бедствия и гонения, обрушившихся на Россию и Царствующий Дом.
С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. - в верхнем храмах.
Настоятелем храма является архимандрит Маркелл (Ветров).
В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей,
ныне возвышается бюст Государя Императора Николая II (работы петербургского скульптура В.В. Зайко).
Заложен памятник 19 мая 1993 года, а церемония его открытия и освящения состоялись 16 июля 1993 года,
в 75 годовщину екатеринбургского злодеяния. Чин закладки памятника совершил епископ Православной
Церкви в Америке Василий (Родзянко) в сослужении местного духовенства, в присутствии казачества,
представителей русского рассеяния, потомков дворянских родов и других сословий, проживающих в
Петербурге.
В 1917 г. русские люди не оценили бесценное сокровище, которым обладали, предав на заклание Царскую Семью.
Не сохранили, не убергли это поистине Святое Семейство, погибшее в вихре революции, также как
погиб и Феодоровский Государев собор...
Вспоминаются строки Николая Гумилева:
Тягостен, тягостен этот позор -
Жить, потерявши Царя...
Хочется верить, что народ русский, который в течение десятилетий был оторван от Православной
Церкви,обретет веру, которая станет ему опорой в жизни. С возвращением русского народа к Богу
будет, верим, восстановлен и дивный Государев собор.
В.В. Кузнецов
Примечания
1 «Царскосельское дело». Царское Село. 1912, № 34.
2 А.А. Танеева (Вырубова). Фрейлина Ее Величества. М. «Советский писатель». 1990.
3 «Континент». 1961, № 5, С, 294-305.
4 Журнал «Бежин луг». М. 1995, № 4, С.134-135.
5 Т. Мельник (рожденная Боткина). Воспоминания о Царской Семье до и после
революции. М. «Анкор». 1993. С. 33.
6 «Континент». 1961, № 5, С, 294-305.
7 Т. Мельник (Боткина). Указ. соч. Там
же.
8 В.Н. Воейков. С Царем и без Царя. М.
«Родник».1994. С.17.
9 Там же. С. 121.
10 Феодоровскфий Государев собор в Царском Селе. Вып. А. Пещерный храм во
имя при. Серафима Саровского. Издание
Феодоровского Государева собора.
11 Дневники Императора Николая II. М.
«Орбита». 1991. С. 386.
12 Р.К. Масси. Николай и Александра.
СПб. «Библиополис». 1998. С. 221-222.
|